Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Православие
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации


   



Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Под Державным Покровом Пречистой

Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
  Общество, История, За царя! : Неизвестный Гоголь или «За Веру, Царя и Отечество»  
 
 Неизвестный Гоголь или «За Веру, Царя и Отечество»Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Сорочинцах и происходил из старинного малороссийского рода. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, умер, когда сыну было 15 лет. Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малорусского быта. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке. Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. В декабре 1828 г. Гоголь выехал в Петербург.

В Петербурге он на первое время очутился в малорусском кружке, отчасти из прежних товарищей. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе. Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право. Гоголю удается определиться на службу вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание.

Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 представил Гоголя А. С. Пушкину.

В этот период Гоголь пишет "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", "Арабески" и "Миргород", "Женитьбы", "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

В 1834 Гоголь вместе с близкими друзьями – Плетнёвым, Жуковским, Погодиным, Максимовичем, а также с С.П. Шевырёвым и К.М. Базили становится одним из первых сотрудником министра народного просвещения графа С.С. Уварова, известного государственного деятеля, русского монархиста и создателя триады «Православие. Самодержавие. Народность», ставшей основой русской монархической доктрины.

В апреле 1836 года состоялась премьера «Ревизора» на сцене Александрийского театра в Петербурге, на которой присутствовал Его Императорское Величество Государь Николай Павлович, высоко оценивший критическую пьесу Гоголя и разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр «Ревизора», поднесённый Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень.

В июне 1836 Гоголь уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых был подсказан ему Пушкиным.

После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857). Еще в 1842 году он писал матери: "Есть много тайн во глубине души нашей, которых еще не открыл человек и которые могут подарить ему чудные блаженства. Если вы почувствуете, что слово ваше нашло доступ к сердцу страждущего душою, тогда идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную Литургию. Как прохладный лес среди палящих степей, тогда примет его молитва под сень свою".

В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается в Россию.

Николай Васильевич Гоголь до конца своих дней оставался не только великим русским писателем, глубоко православным, высоконравственным, но и человеком, который был верен идеалам Православия, Самодержавия, Народности.

Мы долго не могли познакомиться с Николаем Васильевичем, как с православным писателем и духовным мыслителем, лишь теперь мы можем приоткрыть дверь, постигая нового Гоголя.

Во многом Николай Васильевич Гоголь критиковал западный мир и западное в русском, выражавшееся в критике Петербурга как «города «мёртвых душ», чиновника не знающих и не понимающих своей собственной страны, роботов и кукол, живущих без почвы и души, где фактически отсутствует духовная личность. Что же необходимо, чтобы русский человек познал свою страну? Необходимо, подчёркивал Гоголь, не только чтобы русский гражданин знал дела Европы, но, прежде всего, не упускал из вида русские начала, в противном случае «похвальная жадность знать чужеземное» не принесёт добра. Послушаем, хоть сейчас завет великого русского пророка и писателя и станем, наконец самими собой.

Зимой 1843/44 года в Ницце, живя у своих друзей Виельгорских, Гоголь делает выписки в особую тетрадь из творений святых отцов и учителей Церкви, пользуясь в основном академическим журналом "Христианское Чтение" за 1842 год. Помимо древних отцов Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Кирилла Александрийского и других, в этом сборнике содержатся также отрывки из сочинений современных Гоголю духовных писателей: святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Задонского затворника Георгия, епископа Костромского и Галичского Владимира (Алявдина), епископа Полтавского Гедеона (Вишневского), протоиерея Стефана Сабинина.

С этими выписками Гоголь знакомил Александру Осиповну Смирнову, также жившую в ту пору в Ницце. "После обеда, - вспоминает она, - Николай Васильевич вытаскивал тетрадку и читал отрывки из отцов Церкви". Гоголь старался и своих светских друзей приучить к непраздному препровождению времени.

В своих работах Николай Васильевич Гоголь много внимания уделяет Православной Церкви и вообще ее спасительной миссии. Именно поэтому в наше время Николая Васильевича называют предтечей Федора Михайловича Достоевского, искренне, всем сердцем любящего не только Россию, как государство, но, прежде всего Россию Православную и ее великодуховный русский народ. Невероятную связь, духовное родство этих столпов мировой литературы можно увидеть, вспоминая, что Федор Михайлович говоря о себе и своих литературных современниках, говорил, что все «вышли из «Шинели» Гоголя, повести, опубликованной в 1842 году. В то же время Гоголь-драматург проложили дорогу пьесам А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Горького.

«Без молитвы не приступаю ни к чему», - вот слова Гоголя, вот его жизненный девиз и в этом отражается глубина его души, православной русской души.

 «Выбранные места из переписки с друзьями» – одна из выдающихся духовных книг Гоголя, именно здесь автор выступает как сторонник самобытных начал Святой Руси и призывает своих соотечественников осознать свою неповторимую и национальную сущность, историческое призвание России, уникальность её культуры и литературы. Так же как и славянофилы, Николай Васильевич был убеждён в особой миссии России, которая, по его словам, чувствует Божию руку на всём, что сбывается в ней, и чует приближения другого царства. Эта особая миссия России связывалась с православием как наиболее истинным, неискажённым христианством. Возможность принадлежать к Русской Православной Церкви благодаря уже тому, что он родился в России, Гоголь осознавал как небесный дар:" Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский," - писал он в письме "Нужно любить Россию" (т.6,с.64). В письмах Гоголя особенно подробно раскрывается понимание им русской души. Так, в письме к графине А.М. Виельгорской от 3О марта 1849 года он писал:" Что такое сделаться русским на самом деле?" (..) Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское, возводящее к совершенству человека.

Николай Васильевич Гоголь был сторонником монархии. «Преданность к Религии и привязанность к Отечеству и Государю» он называл священными словами. Вот что он писал: «государство без полноценного монарха – автомат: много-много, если оно достигнет того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полноценного монарха то же, что оркестр без капельмейстера…».

Все свои книги, по мере их выхода в свет, писатель подносил членам Императорской Семьи и самому Государю, от которого получал и поддержку. Когда Гоголь собрался посетить великие православные святыни в Иерусалиме, Государь Николай Павлович, узнавший об этом намерении писателя от графа М.Ю. Виельгорского, дал приказание канцлеру написать во все посольства и консульства на Востоке, чтобы оказывали ему помощь.

 1831 году Гоголь стал известен при дворе своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки». С этой книгой познакомил тогда Императрицу Жуковский. Тогда же, в начале 30-х, Гоголь помогал Жуковскому в составлении синхронистических таблиц по всемирной истории, которые тот употреблял при преподавании истории Наследнику.

Учителем словесности у будущего Императора Александра был Плетнев, при содействии которого Гоголь получил место преподавателя истории в Патриотическом институте благородных девиц, находившемся в ведомстве Императрицы.

В 1834 году Гоголь был пожалован от Государыни бриллиантовым перстнем «в награду отличных трудов». Сестёр Гоголя, вначале принятых в этот институт в счет его жалованья, по распоряжению Императрицы освободили от платы.

Ещё один бриллиантовый перстень Гоголь получил за пожалованный Государю экземпляр «Ревизора». Кстати, разрешена эта комедия к постановке и печатанию была по личному указанию Императора.

Вот что пишет Николай Васильевич Гоголь в статье «Исторический живописец Иванов»: «Один раз я очутился в городе, где не было почти ни души мне близкой, без всяких средств, рискуя умереть не только от болезни и страданий душевных, но даже от голода». Практически ни на что не надеясь, он написал в апреле 1837 года письма Государю и Жуковскому. «Неожиданно ко мне пришла от него помощь… эта помощь подняла меня вдруг». На письме Гоголя Царь написал распоряжение выдать Гоголю 5000 рублей. Это дало ему средство практически безбедно полтора года жить в Италии. Письма Гоголя к друзьям переполняют чувства признательности и восторга! «Он подал мне помощь в самую трудную минуту жизни, за это я не заплатил ещё ничем».

Однако этим благодеяния Гоголю не ограничились: в 1843 году ещё одно пособие – 1000 рублей – было получено Гоголем от Императрицы, а в 1843 году ему был назначен трехгодичный пансион по тысяче рублей от Государя, столько же добавил от себя и Наследник.

После смерти Гоголя его матерью было подано прошение Императору об издании собрания сочинений великого писателя. По поводу этого прошения Великий Князь Константин Николаевич писал министру просвещения Норову: «Всем известны личные свойства Гоголя, его теплая вера, его любовь к России и преданность престолу, служат, кажется, ручательством благонамеренности всего, что он написал, и изъемлют от мелочной разборчивости цензуры…». В ответ на представление Норова о новом собрании сочинений Гоголя Император Николай Павлович 15 мая 1854 года вынес резолюцию: «Согласен»

Есть свидетельства, что Государь должен был стать одним из героев 2-3 тома «Мертвых душ», и благородство его личности должно было содействовать нравственному возрождению Чичикова: «первым вздохом Чичикова для прочной жизни должна была кончиться поэма.

В статье "О преподавании всеобщей истории", опубликованной в "Арабесках" (1835) и датированной самим Гоголем 1832 годом, Император Николай Павлович назван "Великим Государем". Здесь же Гоголь писал, что цель его – образовать сердца юных слушателей, чтобы "не изменили они своему долгу, своей Вере, своей благородной чести и своей клятве – быть верными своему Отечеству и Государю".

Об особых чувствах, которые испытывал Гоголь к монархии, говорят, например, следующие строки из статьи "О лиризме наших поэтов": "Поэты наши прозревали значение высшее Монарха, слыша, что он неминуемо должен наконец сделаться весь одна любовь, и таким образом станет видно всем, почему Государь есть образ Божий, как это признает, покуда чутьем, вся земля наша. Там только исцелится вполне народ, где постигнет Монарх высшее значенье свое – быть образом Того на земле, Который Сам есть любовь".

Далеко не случайно Гоголь был любимым писателем Государя-Мученика Николая Александровича. Перед своим последним отъездом в ставку, 21 февраля 1917 года, в день смерти Гоголя, он читал вслух "Вечера на хуторе близ Диканьки".

К концу своей жизни Николай Васильевич читал книги исключительно духовного содержания. Он вел аскетичную жизнь. Даже на Масленицу он говел. Его уже шатало от изнеможения. По ночам он старался спать как можно меньше. Шла первая неделя Великого поста. 11 февраля в доме Толстого служили всенощную. Гоголь с трудом дошел туда. Потом ещё полночи молился, а в три часа вдруг позвал мальчика. Крестясь на каждом шагу, он направился к печке и попросил слугу тихо открыть трубу и принести из шкафа портфель. Когда второй том «Мертвых душ и отдельные главы третьего были уложены в печь, Гоголь поднес к ним свечу. Мальчик все понял. Он плакал и умолял писателя не жечь бумаги. Но писатель не обращал внимания на его просьбы.

Когда бумаги сгорели, он перекрестил мальчика, лег и заплакал. Однако облегчения ему это не принесло. Врач Тарасенков после осмотра велел ему пить бульон и молоко для поддержания сил. Гоголь проигнорировал рекомендации. Митрополит Филарет просил писателя подчиняться врачам. Но Гоголь уже писал свое завещание. «Будьте не мертвые, а живые души…!»

Больной целыми днями сидел в халате, не умывался, не причесывался. Ел иногда в присутствии священника, который убеждал писателя присоединиться к нему. В воскресенье Гоголь заявил, что больше есть не будет. В понедельник, на второй неделе поста духовник предложил Гоголю приобщиться и собороваться маслом. Тот с радостью согласился.

21 февраля [4 марта] 1852 года, в 8 часов утра великий русский писатель скончался.

Похоронили Гоголя на кладбище Свято-Данилова монастыря. А в 1931 году, в связи с открытием на территории монастыря колонии для несовершеннолетних, прах перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Николай Васильевич Гоголь – это бесконечно талантливый, гениальный писатель, высоконравственный и духовный человек. Однако его взгляды и жизненные убеждения оставались практически неисследованными. Лишь недавно мы смогли увидеть Гоголя под новым углом.

Николай Васильевич Гоголь был человеком преданным идее Третьего Рима и искренним сторонником монархии, трепетно относившимся к Императорской Семье, до конца жизни оставаясь верным сыном своего Отечества и преданным богопоставленному Императору Всероссийскому.

Коломытченко Вадим
 

 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:


 
 

 
   
 
 Распечатать
 
 



   
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)
Июль 2018 (2)
Июнь 2018 (1)
Май 2018 (2)

   
«    Март 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


   

Главная страница |