Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
     
    
Главная
» Новости
» Новороссия
» Религия
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации


  



Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Под Державным Покровом Пречистой

Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
 История : Богдан Хмельницкий: непростой путь к Переяславской раде 
 

Бурные события в середине XVII века в Юго-Западной Руси являются ярким подтверждением тому, как много зависит в истории от отдельной личности. Роль Богдана Хмельницкого в том, что состоялась Переяславская рада 1654 года, трудно переоценить.

За прошедшие годы о «гетмане Войска Запорожского» написано большое количество литературных произведений, научных исследований и исторических трудов. Еще в царской России начали ставить памятники Б.Хмельницкому. Но что интересно:его действия, стремления, принятые решения по-прежнему воспринимаются не просто по-разному, а с антагонистических позиций.

Для одних он был и остаётся выразителем чаяний русского православного народа, боровшегося с порабощением панской Польшей, символом добровольного объединения населения Юго-Западной Руси с Русским государством. Для других – украинцем, который создал мифическое украинское независимое государство, которому только злые враги так и не дали стать уже тогда самой процветающей в Европе украинской державой. Если верить тому, что с каждым годом все обильнее публикуется на Украине, то степень «украинскости» в деятельности Б.Хмельницкого благодаря постоянным «открытиям» украинских учёных только повышается. Это у других народов национальность – категория статическая. На Украине степень «украинскости» запросто может меняться от нуля до бесконечности.

Сегодня на Украине идет тотальная фальсификация истории. Сплошь и рядом источники переводятся на современный стандарт украинского языка и выдаются за подлинники, исторические названия корректируются с учетом современных взглядов украинофилов. Это прекрасно видно по Интернету, где сплошь и рядом видны попытки всю историю украинизировать. Поэтому нас не интересуют фантастические разработки украинофильского агитпропа. А вот вполне объективно посмотреть на историческую фигуру и те события, в которых она участвовала, стоит.

Так кем же был Б.Хмельницкий? Прежде всего, дитём своего времени. Откуда родом, какого происхождения был его отец Михаил Хмельницкий, служивший чигиринским подстаростой, доподлинно не известно. Как не известно, был ли М.Хмельницкий шляхтичем. Главное мы знаем, что его мать - точно казачка. А казаками тогда в Речи Посполитой считались только черкасы. Семья Хмельницких, несмотря на разгул католицизма, оставалась православной. Поэтому Богдан Хмельницкий для казаков и по происхождению, и по религии однозначно был своим. Но образование он получил, как шляхтич.

Уже в молодые годы, в 1620 году, Б.Хмельницкий принял участие в войне с турками, во время которой погиб его отец, а сам он на два года попал в турецкий плен. По возвращении из плена будущий запорожский гетман был зачислен в реестровое казачество. Здесь вместе с запорожскими казаками принимает активное участие в их набегах, скорее всего, чтобы поправить свое материальное положение.

Но так как этот процесс был непростой, его пребывание в Сечи затянулось. За эти годы он прекрасно изучил среду запорожских казаков, что, несомненно, помогло ему потом, когда он в 1648 году поднял их на восстание.

Особо он отличился в осаде Смоленска, а также, как утверждают некоторые исследователи, получил золотую саблю за храбрость, за спасение польского короля Владислава IV от плена во время одной из мелких военных операций под Москвой (1).

Сохранилось также письменное упоминание в документах, связанных с восстанием Павлюка 1637-1638 годов. Тогда Б.Хмельницкий как генеральный писарь восставших казаков был одним из подписантов капитуляции. Хотя поляки жестоко расправлялись с восставшими, Б.Хмельницкий спокойно вернулся после этих событий в Чигирин сотником.

С 1646 года как человек лично знакомый с польским королем Владиславом IV Б.Хмельницкий принимает активное участие в его интригах и попытках развязать войну с турками руками казаков. Хотя эта катавасия закончилась ничем, тем не менее впоследствии это дало возможность Б.Хмельницкому с целью склонения запорожских казаков к восстанию оперировать реальной или фальшивой королевской грамотой, будто гарантирующей восстановление казацких прав и привилегий.

Вся биография Б.Хмельницкого говорит о том, что он был обычный подданный польского короля и о каком-либо выступлении против поляков у него и мыслей никогда не было. Всё изменила личная трагедия.

Б.Хмельницкому от отца в наследство достался небольшой хутор Суботов, недалеко от Чигирина. Здесь у него сложился давний конфликт с поляком Д. Чаплинским, чигиринским подстаростой. И одной из главных причин этого конфликта был, как это ни покажется удивительным, любовный треугольник. После смерти первой жены Богдана его гражданской женой, как бы сегодня сказали, стала сирота по имени Гелена, которая ухаживала за детьми Б.Хмельницкого от первого брака. Но с этим не мог смириться Д.Чаплинский. В отсутствие Б.Хмельницкого он напал и разграбил его хутор, фактически до смерти высек его сына. Д.Чаплинский также увез его гражданскую жену, а по другим источникам, она сама ушла, так как он вскоре обвенчался с ней по католическому обряду.

Надежды на справедливый суд и обращения в высшие инстанции оказались для чигиринского сотника напрасными. Слишком высоко сидели в польской державе защитники обидчика Б.Хмельницкого. Более того, надоедливого правдоискателя, в конце концов, обвинили в заговоре и посадили в тюрьму, из которой он смог выбраться только благодаря заступничеству казацкой старшины.

И вот только тогда Б.Хмельницкий дёрнул к запорожцам с желанием отомстить обидчикам. Так Речь Посполита получила себе опаснейшего врага.

И раньше многие православные шляхтичи, сталкиваясь с дискриминацией, незаслуженными обидами и притеснением, становились противниками Польши. Примером этого может быть тот же черкасский староста князь Д.Вишневецкий. Поэтому появление таких обиженных, как Б.Хмельницкий, не исключение, а скорее закономерность. И хотя их было не так уж много, и у каждого были свои личные причины, это в большинстве своем были неординарные личности, которые не находили себе применения в затхлой атмосфере прогнившей Речи Посполитой.

В феврале 1648 года Б.Хмельницкий собирает казаков на острове Томаковка, которые и принимают решение о нападении на Сечь в Никитском Рогу (возле современного Никополя), где уже 10 лет находились поляки с реестровыми казаками (2). Поляки были разбиты, а реестровые казаки присоединились к восставшим. Многое в дальнейших событиях «хмельниччины» будет происходить по подобной схеме.

И вот здесь у Б.Хмельницкого просыпается талант не просто военного казака, а стратегического организатора восстания. Он задумывает план привлечения татар к своим действиям. С трудом, но это ему удается. Казацкая старшина запорожцев поддерживают его планы, а казаки Сечи - избирают его гетманом Войска Запорожского.

Потом последуют успешные битвы казаков в союзе с татарами под Желтыми водами и Корсунем. Что поражает. Это знание Б.Хмельницким польской психологии. Он широко применяет хитрость, а то и просто обман, чтобы победить поляков. И ему это удается.

Эти победы подтолкнули черкасов и русское (малороссийское) население Украйны и Левобережья массово поддержать начавшееся восстание. Тогда же начинаются погромы поляков, евреев и униатов. Обычно, описывая эти события, много пишут о жестокостях против поляков, евреев. Но часто забывают, что такая же жестокость была и в отношении русских, принявших униатство.

И то, что на польскую жестокость был такой ответ, является исторической правдой. А Б.Хмельницкий ответственен за развязанный террор не меньше остальных. И реальных мер, чтобы его остановить, принято не было.

Весь 1648 год был победным для восставших. Поляки терпят крупное поражение под Пилявцами, после осады Львова горожане с трудом откупаются от казаков и татар.

В конце года войско Б.Хмельницкого взяло в осаду городок-крепость Замостье на Волыни, после взятия которого можно было идти на Варшаву. Но восставшие начали переговоры с вновь избранным королем Речи Посполитой Яном Казимиром. И, что поразительно, даже не дождавшись их окончания, Б.Хмельницкий уходит назад, в Украйну.

Трудно уйти от мысли, что такое решение реально спасло Польшу, а восставшим - не дало одержать окончательную победу над ней со всеми вытекающими последствиями. Б.Хмельницкий не собирался ни уничтожать Речь Посполитую, ни отделяться от неё. Это не входило в его планы.

Обиженный чигиринский сотник пытался чуть улучшить условия существования реестрового казачества, обеспечить привилегии казацкой старшине. И всё. Таков предел его мечтаниям. И когда современные украинские источники, ссылаясь на мифических польских переговорщиков, приписывают ему поступки чуть ли не нового украинского самодержца, можно только развести руками. И спросить, так где же его самодержавные действия? Их нет.

Победный 1648 год закончился пшиком. Вместо переговоров с поляками Б.Хмельницкий едет в Киев, в котором находился Иерусалимский патриарх Паисий.

Историки связывают их встречу со многими проблемами, которые, дескать, они решали между собой. Будто уговаривал патриарх Богдана, чтобы он создал отдельное православное Русское княжество (представляется, через несколько лет украинские ученые будут писать, что, по последним данным, найденным под печкою, он его уговаривал создать сразу независимую украинскую державу), и письмо взял для передачи русскому царю, и т.п. Но ведь не за этим встречался Б.Хмельницкий с патриархом.

Главное, видимо, в ином. В том любовном треугольнике, который и привел Б.Хмельницкого к руководству восстанием. Мы видим, что военные события не охлаждают его страсть. В Переяславе в 1648 году он повенчался с Геленой Чаплинской. Но первый муж Чаплинской был жив, и формально Чаплинская состояла с ним в браке. А попытки Б.Хмельницкого найти и убить соперника закончились безрезультатно. И вот теперь он добивается официального признания этого брака от патриарха Паисия. Получив его, Б.Хмельницкий, как утверждают некоторые источники, подарил патриарху шестерых баских коней и тысячу золотых.

Вот так пересекается в истории великое и частное. Это совсем не А.Дюма, а реальная жизнь.

Также хотелось напомнить ещё об одной прелюдии к Переяславской раде, которую почему-то не любят вспоминать историки. Ей предшествовало письмо «незалежного» гетмана Войска Запорожского польскому королю Яну Казимиру: «Найяснейший милостивый король, п(ан) наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов (Н. Потоцкого и М. Калиновского — примечание переводчика) и войско в(ашей) к(оролевской) м(илости), которое на нас наступало, согласно воле в(ашей) к(оролевской) м(илости), разгромили. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева в(ашей) к(оролевской) м(илости) не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся (назад), а сами на услуги в(ашей) к(оролевской) м(илости) съедемся. Богдан Хмельницкий, войска в(ашей) к(оролевской) м(илости) Запорожского старший» (3).

Как нам сегодня объясняют украинофилы, это была великая дипломатическая игра – писать слёзные письма всем правителям.

У нас другое мнение на этот счет. Увы, это было реальное стремление бывшего польского подданного как можно быстрее помириться с поляками, которых теперь возглавлял брат покойного короля Владислава Ян Казимир.

В феврале 1649 года Адам Кисель, приехавший в Переяслав по поручению польского сейма на переговоры с восставшими, в ответ на слёзное письмо Хмельницкого вручил ему королевскую грамоту на гетманство. Тогда Б.Хмельницкий, «Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского», созвал Раду в Переяславе, которая, несмотря на недовольство части казацкой старшины и казаков, формально поддержала его. После этого Б.Хмельницкий принял гетманское «достоинство» от Польши (4).

Таким образом, Переяславская рада 1649 года поддержала подчиненность Войска Запорожского польскому королю. И этот факт из истории не вычеркнешь.

А вот конкретные переговоры с польскими послами закончились ничем. Но за это время поляки пришли в себя и весной 1649 года начали стягивать свои войска на Волынь. Б.Хмельницкий разослал повсюду свои универсалы, призывая ответить полякам. Армия, сформированная в составе 30 полков, медленно выступила из Чигирина навстречу полякам. Соединившись с войсками крымского хана Исляма III Гирея, Б.Хмельницкий вместе с татарами подступил к Збаражу и осадил поляков. Несколько штурмов не принесли результатов. Дело в том, что Б.Хмельницкий жалел казаков, а штурмовать посылал в основном русское (малороссийское) ополчение, сформированное из крестьян и мещан. Вместе с тем продолжавшаяся осада крепости привела к голоду и болезням среди поляков.

Попытка польского короля Яна Казимира с двадцатитысячным войском прийти на помощь закончилась плачевно. Возле Зборова им устроили засаду. После боя 5 августа 1649 года фактически началась резня поляков. И польский король не попал в плен только из-за того, что Б.Хмельницкий остановил свои войска.

Казалось, что эта победа принесет только дивиденды восставшим. Ан нет. Несмотря на военное поражение, поляки перехитрили Б.Хмельницкого. Начав первыми переговоры с татарами, они быстро с ними договорились. Такое предательство союзников поставило восставших в тяжелое положение. И вот 19 августа 1649 года Б.Хмельницкий согласился с условиями «ганебного» Зборовского мирного договора.

Договором предусматривалось, что только в Киевском, Брацлавском и Черниговском воеводствах будет казацкая автономия, а руководство этих воеводств будет назначаться из местной православной шляхты. Евреи и иезуиты подлежали выселению. Участникам восстания объявлялась амнистия. И разрешалось иметь лишь 40 тысяч реестровых казаков.

Так позорно закончилась осада Збаража.

После этого Б.Хмельницкий начал разбираться с казацким реестром. Но восставших в его армии оказалось значительно больше. Крестьяне, поддержавшие Б.Хмельницкого, хотели быть казаками. Однако их вынуждали остаться крестьянами. Реакция была резко негативной.

К тому же польские паны, как саранча, стали возвращаться в свои поместья и требовать от крестьян холопского повиновения. Начались массовые восстания против поляков.

Что поразительно. Без пяти минут «украинский самодержец» и ярый борец «за независимую Украину», как нас уверяют современные украинские историки-выдумщики, Б.Хмельницкий, также имевший холопов в своем хуторе в Суботове, пытался реализовать положения Зборовского договора, еще не утвержденного польским сеймом. В своих универсалах он жестко требует от крестьян повиновения панам, в противном случае грозит наказаниями вплоть до казни.

Что тут можно сказать? Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Вооруженная шляхта начала жестоко расправляться с теми, кто не подчинялся им. А «свидомый украинец» Б.Хмельницкий виновных, по польским жалобам, вешал и сажал на кол. Он не хотел нарушать Зборовский договор, на который чхали сами же поляки.

После того как все попытки польского короля утвердить этот договор провалились, продолжение войны с казаками было неизбежно. И инициатива этого была на стороне поляков. Декабрьский 1650 года сейм назначил всеобщую мобилизацию шляхты (посполитое рушение) на следующий год (1651). Военные стычки уже начались в феврале 1651 года в Подолье.

Б.Хмельницкий, замаравший себя реализацией Зборовского договора, потерял популярность среди населения и казаков. Да и военное положение было не ахти какое. Его войска весной 1651 года ещё были у Збаража, но только в начале лета к нему подошли на помощь войска крымского хана.

20 июня 1651 года началось Берестецкое сражение восставших с поляками. Первыми не выдержали татары, которые не только бросили поле боя, но и прихватили с собой Б.Хмельницкого. Неразбериха в руководстве восставшими привела к их тяжелому поражению.

Трудно удержаться, чтобы не вспомнить про семейные проблемы Б.Хмельницкого, которые как раз в это время закончились трагедией. Его жена Мотрона (Гелена Чаплинская) была заподозрена то ли в супружеской неверности, то ли в измене полякам, то ли в расхищении домашней казны. Сын Б.Хмельницкого, ненавидевший вторую жену отца, самостоятельно принял решение повесить её вместе с предполагаемым любовником-казначеем. Так завершилась драма отношений Б.Хмельницкого с «полькой Геленой».

Но жизнь продолжалась. События, за исключением небольших эпизодов, развивались для восставших очень негативно.

17 сентября 1651 года был заключен более тяжелый для казаков Белоцерковский договор. При этом народ справедливо упрекал Б.Хмельницкого, что он беспокоился только о своих выгодах и привилегиях казацкой старшины. О какой-то самостоятельной державе и речи быть не могло.

Все дальше и дальше дело шло к бесславному концу. В этих условиях Б.Хмельницкий в который уже раз обращается к русскому царю с просьбой принять Войско Запорожское под свою руку. Как известно, 1 октября 1653 года на Земском соборе в Москве наконец-то было принято положительное решение по этой просьбе.

Но тут, несмотря на безвыходное положение, начала мудрить часть казацкой старшины. Да и запорожцы начали тянуть резину. В этих условиях Б.Хмельницкий настоял, чтобы народ сказал своё веское слово.

И вот 360 лет назад, 8/18 января 1654 года в Переяславе состоялась народная рада, на которой выступил гетман Войска Запорожского Б.Хмельницкий и предложил народу выбрать подданство четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского. Решение было единодушным. Народ сказал: «Волим под царя московского, православного». Так было положено начало воссоединению Малой и Великой России.

Василий БЕТИН

 

(1) Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Т.3. Московское царство. Санкт-Петербург: «Алетейя». 1999. 436 с. С.121.
(2) Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. К. 1990. С. 627-636. URL: http://litopys.org.ua/kostomar/kos35.htm
(3) Библиотека Польской Академии наук. Отдел рукописей, № 1062, л. 262 об.; История освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов в освещении немецкой хроники "Театр Европы"// Вопросы германской истории. Русско-германские отношения нового и новейшего времени. Днепропетровск. 1982. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ukraine/XVII/1640-1660/Chmelniz/brief_vladislaw4_05_1648.htm
(4) Тисяча років української суспільно-політичної думки. У 9-ти т. К. 2001. Т.3. // Богдан Хмельницький. Пункти козацьких вимог до короля Яна Казимира від 24 лютого 1648 року. URL: http://litopys.org.ua/suspil/sus78.htm

Источник: http://odnarodyna.com.ua/
 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:


 
 

 
  
 
 Распечатать
 
 



  
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (13)
Март 2019 (1)
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)

  
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

  


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)

Loading...

Главная страница |