Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Православие
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации



Oткуда идут деньги



   
Сайт газеты 'Русь Православная'

материалы для канонизации А.В. Суворова
  Новороссия, История : Новороссийская мечта  
 

Все хоть раз в жизни слышали словосочетание «Американская мечта». Это выражение, часто употребляемое для обозначения жизненных идеалов жителей США. В общем и самом распространенном значении – это мечта американцев о месте, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает. Американская мечта, выросшая из идеи о расцвете личности, со временем свелась к банальному желанию разбогатеть, а все остальные аспекты жизни утратили свою значимость. Идея превратилась в простое потребительство, а от самой мечты осталось только название, которое используют американские политики, играя на чувствах избирателей. Но, несмотря на это, продолжает утверждаться, что она существует, что эта мечта универсальна, ее хотят все, но возможна она только в США, в стране демократии, свободы и толерантности. Принято считать, что аналогов американской мечты в мире не существует. И, тем не менее, это не так. Мало кто знает о существовании «Новороссийской мечты» в истории Российского государства. Сформулировать её можно, как стремление к самому большому богатству, которое дает веру и силы, позволяет выбрать путь и добиться на нем успеха. Это богатство - свобода. Свобода совести и молитвы. Свобода выбора и труда. И бескрайние просторы Новороссии давали возможность каждому, кто готов был рискнуть, осуществить свои самые заветные стремления. Наиболее полно она проявилась во времена заселения и освоения Новороссии, поэтому мечту можно назвать «Новороссийской».

Новороссия – это южная часть Российской Империи, включавшая в себя земли Херсонской, Екатеринославской, Таврической и Бессарабской губерний. Это нынешние Донецкая, Луганская, Харьковская, Николаевская, Запорожская, Херсонская, Кировоградская, Днепропетровская и Одесская области Украины, а также южное Приднестровье. Россия начала собирать земли Новороссии при императрице Екатерине II. Именно Екатерина придала освоению Новороссии массовый характер. «Мы читаем записки о колонизации Канады, Новой Зеландии, Перу и Колумбии, а допытывался ли кто-нибудь до недавних событий заселения наших запорожских земель, нашего азовского поморья или хоть одного здешнего уезда? Это целая поэма во вкусе Купера и Вашингтона Ирвинга, да-с, не шутите с нами», - говорит прозванный соседями «Новороссийским янки» помещик Панчуковский, главный герой романа Г.П. Данилевского «Беглые в Новороссии». В 1762 году была создана специальная канцелярия по делам заселения Новороссии и издан приказ селиться на новых землях. Государыня, проводившая политику в духе «просвещенного абсолютизма», замыслила грандиозный проект, по которому земли Новороссии наравне с русскими осваивали все желающие из Европы и славяне с Балкан. Кандидат исторических наук А. Васильев (г. Одесса) назвал освоение Новороссии масштабным европейским проектом. «Новороссия – эта русская Америка, которую осваивали народы Европы под российским протекторатом», - отметил историк. При Екатерине на новые земли прибыли первые переселенцы (сербы). В 1775 году императрица образовывает Новороссийский край. Процесс становления края обуславливался быстрой колонизацией многонациональным населением, ростом новых городов и развитием промышленности. «Вот край! Вот места, эта Новороссия! Рассказать бы о них нашим питерским! О, какое раздолье во всем!», - восклицает Панчуковский.

«До желанных мест оставалось недалеко. Туда стремились новые товарищи, как стремятся и стремились искони, по неодолимому влечению, сотни и тысячи других, им подобных беглых русских людей. Они уже были на рубеже того непочатого или мало еще початого края Новороссии, где их ждало счастье и богатство», - пишет Г. П. Данилевский в своем романе. Желанным местом, куда стремились сотни и тысячи беглых русских людей, Новороссию делали не только плодородная земля, мягкий климат и богатый животный мир, но и невиданные прежде принципы политики освоения этих земель. Для Новороссийского края были созданы особые правила. В частности, самым главным для русских крестьян было то, что здесь не было крепостного права. Также беглых крепостных отсюда не выдавали, что обусловило приток крестьян, бежавших от своих помещиков и искавших здесь для себя новой, вольной и богатой жизни. Как пишет Г. П. Данилевский, «что такое, однако, эти беглые в Новороссии? Крепостная Русь, нашедшая свое убежище, свои Кентукки и Массачуссетс. Здесь беглыми земля стала. Не будь их — ничего бы и не было: ни Донщины, ни Черноморья, ни преславной Запорожской земли, ни всей этой вековечной гостеприимной царины, к которой стремятся с севера и из других мест за волею и люди, и звери, и птицы! Все тут беглые: Ростов, Мариуполь, Таганрог, все беглые. Эти портовые богачи, купцы и мещане, эти Шелбановы, Пустошневы, Катальманьевы, Безродные, — поройтесь в преданиях их, какова их история? Недавние предки их — крепостные, выходцы из России, либо помещичьи, либо казенные беглые! Так вам ответят туземцы. А сами присмотритесь на беглых — люди, как люди! Что же их сманивает сюда? Приволье земель и работ, только трудись; на всех труда станет…». Как и прибывавшие сюда русские крестьяне, жившие здесь малороссы, осознавали себя частью единой русской нации, поэтому никаких национальных противоречий или различий между ними не было и быть не могло.

В Новороссии закреплялась свобода вероисповедания, поэтому сюда бежали старообрядцы, искавшие спасения от гонений. Специальным царским манифестом старообрядцев призывали возвращаться из Польши и Бессарабии, и давали им хорошие льготы (например, помимо освобождения на 5 лет от податей, им выплачивали 50 рублей на двор из четырех человек). Здесь же проживали ногайцы и татары, исповедовавшие ислам. И все они мирно уживались с католиками-переселенцами из Европы и православными славянами. Так как православие было государственной религией Российской Империи, священникам Русской Православной Церкви предоставлялись льготы для переселения на новые земли, которыми они активно пользовались. Данилевский описывает предприимчивого отца Павладия, переезжающего в Новороссию. Здесь он быстро находит способ разбогатеть и на заработанные деньги строит новую церковь. «Эка, дельный человек», - говорят об отце Павладии.

На обширные и плодородные земли Новороссии охотно переселялись сербы, болгары, немцы, греки, армяне, поляки, молдаване, евреи, кочевые цыгане. Всех переселенцев по указу Екатерины освобождали от налогов на 5 лет, что позволяло им спокойно обустраиваться и разворачивать хозяйство. Помимо этого были предусмотрены и выплаты на покрытие расходов на переселение, беспроцентные ссуды, освобождение от повинностей на 30 лет, беспошлинный ввоз имущества и многое другое. Переселенцы не ограничивались только сельским хозяйством, они также занимались ремеслами, торговлей, рыбной ловлей, высаживали деревья, распахивали степи и т.д. Особенностью освоения Новороссии переселенцами являлось то, что они никогда не жили замкнутыми поселениями. Переселенцы использовали русский язык как средство межнационального общения, со временем они овладевали им в совершенстве и детей уже учили русскому языку (грозные обруселые болгары, как пишет Данилевский). Также переселенцы активно смешивались с местным русским и малоросским населением, т.е. все народности и этносы, населявшие южные земли Российской Империи, успешно переплавлялись в единую новороссийскую (читай: русскую) общность. И сегодня в Новороссии множество русских людей имеют самые разнообразные этнические корни, уходящие в прошлое освоения этих земель. «Земля, правду сказать, тут обетованная, многих еще она ждет. Раздолье, а не жизнь тут всякому; ленив только русский человек! Эх, гляньте какая дичь, какие пустыри: бурьян, вечная целина, - ни косы, ни плуга не знала. Люблю я эти места: с виду будто бедные, а троньте эту землю – клад кладом», - говорит на превосходном русском языке немецкий колонист – Богдан Богданыч Шульцвейн. А на вопрос: «Какой же секрет в том, что вы так скоро и так страшно разбогатели?», немецкий колонист отвечает: «Секрет? Никакого секрета! Просто трудились сами, и все тут».

Стоит уделить внимание вопросу о коренном населении этих земель: татарах и ногайцах. Указ об освоении Новороссии не обходил стороной и их, и вот здесь коренное отличие между освоением Америки и освоением «русской Америки» Новороссии. Если в США, как мы знаем, местное население уничтожалось всеми доступными на то время средствами и методами и загонялось в резервационные лагеря, то в Новороссии такого и близкого не было. Во-первых, татарские мурзы приравнивались к российскому дворянству («Жалованная грамота дворянству»), т.е. получали равные с ними права и привилегии. Во-вторых, простые татары и ногайцы имели равные права с русским и малоросским населением, и плюс к этому пожизненно освобождались от воинской повинности. В-третьих, никто и никогда насильственно не принуждал местное население принимать православную веру, они сохраняли свои традиционные религии и могли при желании принять христианство. Поэтому в романе Данилевского в равных правах описываются как беглый малоросс Милороденко, немецкий переселенец Шульцвейн, так и татарин Абдулка.

Все жители Новороссии имели право купли-продажи земли, поэтому покупались как небольшие участки крестьянами под личное хозяйство, так и целые степи под распашку. На новые плодородные земли устремилось множество помещиков, бывали даже случаи, что переезжали с целыми деревнями. Гоголевский Чичиков, разъезжая по землям Новороссии, покупал мертвые души «на вывод в Херсонскую губернию». «О, там отличные земли, не заселено только», - говорит ему председатель. В основном сюда переселялись трудолюбивые и предприимчивые дворяне, строившие свое хозяйство на основе наемного труда. Государством русскому дворянству выдавались земли со сроком на освоение. Если земля в течение установленного срока не осваивалась, она изымалась, и нерадивый помещик выплачивал штраф. «Клад, а не земелька; уголок непочатый, своя Элебема и Висконсин: ведь так?», - говорит помещик Панчуковский купцу Шутовкину.

Государством была составлена программа строительства городов и постепенного перевода населения на оседлый образ жизни. «Видите, как здесь все быстро меняется; край строится», - говорит учитель уездного училища из романа Данилевского. Многие города основала лично Екатерина II. Днепропетровск был основан императрицей в 1776 году и назывался до 1920 года Екатеринославом. Луганск был основан в 1795 году, когда Екатерина начала строительство чугунолитейного завода на реке Лугань. Для работы на нем приехали выходцы из центральных и северо-западных губерний России. Тирасполь возник на месте крепости Срединной, заложенной А.В. Суворовым в 1792 году. Херсон был основан государыней в 1778 году для строительства русского флота. Строительство осуществил Григорий Потемкин, назначенный Екатериной руководить освоением Новороссии. По указу Екатерины II в 1792 году было начато строительство Григориополя, который заселили армянские переселенцы. Город назван в честь Григория Потемкина. Николаев возник по указу государыни в 1789 году на месте кораблестроительных верфей, назван в честь первого корабля, построенного на верфях, «Святого Николая». Одесса была основана императрицей в 1794 году на месте крепости, построенной чуть раньше Суворовым. Мариуполь – был основан в 1778 году Екатериной II, она поселила там греческих переселенцев. Запорожье был заложен в годы правления императрицы Екатерины как Александровская крепость, которая постепенно разрослась в город при помощи переселенных сюда немецких колонистов. После Крымской войны в Новороссию переселились изъявившие желание жить в России балканские добровольцы: сербы, болгары, черногорцы, воевавшие в рядах русской армии. «Как видите, наш край, - говорит о Новороссии помещик Панчуковский, - цветет и красуется не хуже какого-нибудь Висконсина, Элебэмы или Порт-о-Принса, населенных заморскими колонистами». Население Новороссии стремительно росло. Историки приводят такие цифры: в 1768 году в краю проживало 100 тысяч человек, в 1797 – 850 тысяч, а в 1823 – 1,5 миллиона. Новороссия становится мощным аграрно-сырьевым регионом, поставлявшим хлеб и сельхозпродукцию не только в другие регионы империи, но и на экспорт в Европу.

В Новороссии заработать мог каждый, имей только желание и смекалку. Данилевский описывает студента Одесского университета, который с приятелем хочет скупить в Мелитополе лён, пока цена на него упала, а через несколько дней, когда он поднимется в цене продать его. «Тут все зарабатывают. Даже малые ребятишки намедни в городе скупили подвезенные орехи, а в праздник распродали с барышом», - рассказывает студент. Он просит Панчуковского одолжить ему денег на это дело. «Как бы хотелось недаром тут побыть на каникулах», - говорит он. Но в США это называлось и называется предпринимательством, и считается делом достойным, а в русском обществе иначе как «афера» не воспринималось. Причины этому мы можем найти в особой ментальности русского народа. Деньги никогда не занимали основного места в сознании нашего народа, они были всего лишь средством товарного обмена. Это можно увидеть на примере народных пословиц: «Деньги что навоз: то нет, то целый воз» или «Через золото слезы льются» и др. Гораздо более значимыми вещами в системе ценностей русского человека были честь, верность, чувство долга, честный труд. Труд всегда был важнее богатства.

Новороссия успешно существовала в составе Российской Империи до революций 1917 года. После развала империи новороссийские губернии не присоединились к проекту создания независимой Украины, как русское, так и малорусское население не поддерживало идею выхода из состава России. Многочисленные попытки украинизировать Новороссию в годы Гражданской войны также провалились. С окончанием войны за дело украинизации Новороссии основательно взялись большевики, конечно, во имя освобождения малых народов от пережитков царизма. С 1920 года украинская «мова» последовательно насаждается в этом регионе: газеты, книги, кино, система образования и судопроизводства переводятся на украинский язык. Даже само слово «Новороссия» начинает выводиться из речевых оборотов. В 1922 году образованные по национальному признаку четыре республики – УССР, БССР, РСФСР, ЗСФСР – объединились в Союз ССР. Русская Новороссия, неизвестно по каким причинам, была включена в состав Украинской ССР. Владимир Путин 17 апреля во время прямой линии с гражданами РФ сказал: «Зачем это было сделано, я не знаю». В годы СССР тем более предпочитали о Новороссии не вспоминать и продолжать украинизацию. Всесоюзные переписи тех лет показывают, что доля выводившегося искусственно украинского населения неуклонно росла. При этом русское большинство в Новороссии все равно сохранялось и сопротивлялось украинизации. К тому же в начавшейся индустриализации края самое деятельное участие принимали русские, поэтому русский костяк городов всегда пополнялся и сохранял свою культурную независимость. После Великой Отечественной войны и борьбой с бандеровщиной темпы украинизации приостанавливаются и вскоре сходят на нет. С новой энергией украинизация начинается только после распада СССР и ухода Украины в свободное плаванье. 23 года «нэзалежности» привели к краху государство «Украина». Концепция мононациональной украинской Украины, выбранная Киевом, никогда не приветствовалась населением Юго-востока (т.е. территории исторически совпадающей с границами Новороссии), которое формировалось из нескольких десятков народов и этносов во главе с русским культурным ядром. Это и вызвало к жизни те идеи и проекты, которые были когда-то на этой территории успешными и могут быть снова возрождены. Так как сама политика новой украинизации противоречит сути и логике «имперского проекта Новороссии».

С приходом к власти в результате государственного переворота националистических сил с их откровенной политикой украинизации, национализма и борьбы с русским языком этнически русское и русскоязычное население Юго-востока Украины не признало такую власть. Прошли массовые митинги и демонстрации с требованиями федерализации и придания русскому языку статуса второго государственного. Но новые киевские власти на диалог не пошли, и тогда люди стали действовать. Были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики, проведен всенародный референдум об их статусе. Но вместо мирного пути решения конфликта Киев выбрал язык силы. Было объявлено о начале антитеррористической операции против «боевиков и сепаратистов» ДНР и ЛНР, которая на самом деле есть не что иное, как братоубийственная Гражданская война. После первой пролитой крови идея федерализации потеряла свою актуальность и республики перешли к идее сецессии с созданием совершенно нового государственного образования. Как писал Г. Данилевский в своем романе: «Небо опять нахмурилось, налетели с запада тучи, и Новороссия, южнорусская Италия, опять становится суровой Скифией».

24 мая лидеры ДНР и ЛНР подписали договор об объединении республик в государство Новороссия. Это есть попытка возродить уникальный проект Российской Империи и придать ему характер государственности, которая в свою очередь станет промежуточным этапом перед воссоединением с Россией и Русским миром. По сути, сегодня на Донбассе мы наблюдаем процесс ирредентизма, т.е. законного стремления части разделенного русского народа (в силу обстоятельств оказавшего в составе другого государства) к воссоединению со своим народом и исторической Родиной – Россией. Потому что Новороссия никогда не планировалась и не мыслилась как отдельное государство, а именно - как часть единой России. Россия, хоть и старается не разглашать это публично, приветствует возрождение проекта Новороссия, и стремится его, насколько это возможно в нынешних условиях, поддерживать. Владимир Путин в своей программной речи о воссоединении Крыма с Россией (что является торжеством исторической справедливости и тоже мощным проявлением ирредентизма) заявил, что «русский народ – это самый крупный разделенный народ», также он отметил, что Россия будет поддерживать стремление Русского мира к воссоединению. Как писал Бисмарк, «сила России зиждется на миллионах русских. И даже если их расчленить международными трактатами, они так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…». Тем более Россия не может закрыть глаза на борьбу людей в Новороссии, так как они своей кровью платят за право воссоединиться с исторической Родиной и Русским миром, от которого они были насильственно оторваны.

И хотя многие исторические черты имперской Новороссии были потеряны, этнический и культурный фундамент все же сохранился. Будем молиться в надежде на то, что Донбасс выстоит в своей нелегкой борьбе, и станет тем самым локомотивом, который возродит Новороссию, а вместе с ней и нашу некогда утерянную «Новороссийскую мечту». Слова из книги Г. П. Данилевского, которые были сказаны еще в 1862 году, сейчас актуальны и как нельзя лучше характеризуют современность: «Эта старосветская Украйна была когда-то хороша! Теперь это все еще милая, но уже печальная и пустынная могила… Жизнь здесь, а не там, здесь, у нас, в нашей Новороссии! Здесь все надежды юга! Отсюда выйдет его будущность».

 

А. Чорба


 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:



 
 

 
   
 
Комментарии (1)  Распечатать
 
 


Цитата
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 11.06.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • Комментариев: 2
  • Публикаций: 0
^
Действительно, где та милая, старосветская, хуторская Украйна-Малороссия? Её уже нет и, к сожалению, никогда не будет. На её месте появилась ощетинившаяся, националистическая, русоненавистническая Україна-Бандерляндия. А Новороссия ждала своего исторического часа, пребывая почти 100 лет в некоем летаргическом сне. И вот: Малороссия в Бозе почила, а Новороссия – на кону. Возрождённая Новороссия, несмотря на военную агрессию Бандерляндии, имеет все шансы победить и восстановиться в своих исторических пределах – от Приднестровья до Луганска.

   
Сентябрь 2014 (73)
Август 2014 (174)
Июль 2014 (142)
Июнь 2014 (182)
Май 2014 (209)
Апрель 2014 (195)

   
«    Сентябрь 2014    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


Главная страница |