Novorossia.org > Православие > Скандал: В УПЦ «потерялся» целый собор!

Скандал: В УПЦ «потерялся» целый собор!


14 января 2013

Вы можете себе представить ситуацию, если бы, скажем, 26-й съезд КПСС (1981 г.) был переименован в 25-й только потому, что из истории нужно было непременно вычеркнуть 22-й, на котором было провозглашено, что в 1980 г. в СССР непременно наступит коммунизм? Читатели, заставшие времена, когда каждая вторая клумба была утыкана лозунгами «Решения такого-то съезда – в жизнь», что это немыслимо – ведь для этого потребовалось бы на протяжении пяти лет между очередными съездами методично вытравливать память о последнем по счету. Увы, в Украинской православной церкви (УПЦ) подобное возможно.

Уж простите за невольное святотатство, но аналогом партийного съезда в Церкви является поместный собор. По уставу РПЦ, (к которой принадлежит и ее самоуправляемая часть – УПЦ) именно собору принадлежит высшая церковная власть. В отличие от собора архиерейского или Священного синода, в которых участвуют только архиереи (епископы), собор Украинской православной церкви созывается предстоятелем УПЦ в составе архиереев, белого священства, монахов и мирян.

 

Последний раз Митрополит Владимир созывал собор в июле 2011 г. Необходимость его проведения предстоятель УПЦ пояснил членам синода тем, что, с 1992 г., мол, «в Украинской Православной Церкви не проводились заседания Собора Украинской Православной Церкви. Со времени последнего проведения Собора УПЦ в нашей Святой Церкви произошли существенные изменения». То же митрополит озвучил и для прессы. Вслед за ним это повторили личный секретарь предстоятеля УПЦ Александр Драбинко, пресс-секретарь предстоятеля, секретарь Высшего церковного совета УПЦ Георгий Коваленко и управделами УПЦ Архиепископ Митрофан, «запамятовавшие», что предыдущий собор проходил на шесть лет позже – в 1998 г.

О нём предстоятелю и архиереям вынуждены были напомнить миряне – члены львовского отделения Союза православных братств Виктор Манжар, Павел Белоусов, Евгений и Лидия Дочуки. Так и получив ответы, они сообщили о своих обращениях читателям нескольких православных сайтов. А заодно напомнили, что по проведении собора в 1998 г. сообщала «Православная газета» – официальный печатный УПЦ.

Нам удалось раздобыть «Православную газету» за февраль 1999 г., где говорится, что «22 декабря 1998 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, состоялся Собор Украинской Православной Церкви с участием епископата, представителей духовенства, монашества и мирян. В работе Собора приняло участие более 200 человек».

Скандал: В УПЦ «потерялся» целый собор!

Смотрим в левый нижний угол…

 и открываем вторую страницу……

 

Скандал: В УПЦ «потерялся» целый собор!

Почему же сегодня этот собор замалчивается? Чтобы понять это, следует вспомнить, каковыми задумывался т.н. «Собор» 2011 г. (истинным собором его назвать сложно, учитывая спешность созыва, не позволившую провести полноценные выборы делегатов от епархий, скоротечность проведения (в 11.00 началась регистрация делегатов, а в 14.15 — уже выход к прессе), фальсификации и откровенные подтасовки, отраженные в итоговых документах).

Так вот, «Собор» этот созывался, чтобы закрепить в уставе УПЦ возможность отрыва Украинской православной церкви от Московского патриархата.

 

 

Скандал: В УПЦ «потерялся» целый собор!

Первое фото «Собора–2010» из выложенных на официальном сайте УПЦ редактируемом тогда Александром Драбинко

Не вышло – слава Богу, нашлось немало участников, как из епископата, так и из белого священства, не давших попрать каноны. А один из мирян (кстати, привлеченный к организации и финансированию, как он думал, собора) не постеснялся назвать с трибуны данное собрание «сборищем». Еще более жесткие определения дали псевдо-собору многолюдные пикеты православных братств, которые, кстати, не были допущены на территорию Ларвы оцеплением милиции (чем не пример «симфонии Церкви и государства» в украинском исполнении?).

Как бы там ни было, но венчать четырехлетние (на тот момент) потуги окружения митрополита Владимира по достижению «канонической» автокефалии пока что не удается.

Зато становится понятным, почему целенаправленно стирается память о соборе 1998 г. Его решения – совершенно противоположны нынешней политике руководства УПЦ. Это видно хотя бы по принятому и опубликованному в газете «Обращению к Президенту Украины, Верховной Рады Украины, общественности, всем верным чадам Украинской Православной Церкви».

«Как известно, 15 декабря 1996 г. Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви принял Обращение ко всем чадам Православной Церкви о нецелесообразности и несвоевременности получения УПЦ статуса автокефальной Церкви, – напоминают участники Собора 1998 г. – Однако в последнее время не прекращается давление на Церковь со стороны политических сил и отдельных политических деятелей с требованием “отделиться от Москвы”.

 

… Народные депутаты, которые присваивают себе право вмешиваться в церковную жизнь, открыто провозгласили свои намерения объединить “все украинские Церкви”, то есть, имея в виду не только “три ветви Православия”, но и Греко-Католической Церкви.

 

Последнюю трудно назвать украинской, учитывая ее жесткую подчинённость Ватикану, а также то, что ее руководители не являются гражданами Украины. А тот факт, что более шести лет в Украине существует два неканонических объединения, каждое из которых провозгласило себя национальной православной церковью во главе с так называемыми патриархами, которые не делают никаких шагов к объединению, а наоборот, захватывают друг у друга храмы и враждуют между собой, убедительно свидетельствует об истинных намерениях “объединителей”.

 

Такая же вражда между ними и греко-католиками имеет место в западных областях Украины, где также почему-то не наблюдается даже попыток к объединению.

 

Все призывы к объединению основываются только на претензиях к канонической Православной Церкви… Сущность процессов, происходящих в том, что ведется ожесточенная, отчаянная борьба против Православной Церкви, против Православной веры как таковой.

 

Кое-кто надеется, что после получения формального статуса автокефалии ситуация, в которой находится каноническое Православие на Украине, изменится к лучшему. Но это не так. Заинтересованные силы будут всеми средствами добиваться объединения УПЦ с неканоническими группировками и греко-католиками в так называемую “украинскую национальную Церковь”, подчиненную Риму, ведь не наблюдается даже попыток отделения УГКЦ от Ватикана.

 

Помимо того, удивляет и беспокоит неопределенная позиция центральных органов власти, непонимание того, что создание Церкви по национальному признаку неизбежно приведет к формированию сепаратистских настроений в таких, например, регионах, как Буковина, Закарпатье, возможного перехода этнических неукраинцев под омофор Румынской, Сербской и других церквей, что опасность дезинтеграции Украины как государства. Единая вера всегда объединяет государство, а наше государство, в свою очередь, объединяет каноническое Православие, несмотря на засилье иностранных сект, доморощенных язычников и тому подобное.

 

(…)

 

Существующий статус широкой автономии и те права, которые имеет УПЦ, вполне достаточны для ее нормальной жизни в условиях независимого государства.

 

Мы ожидаем получения таких же прав Греко-Католической Церковью по отношению к Ватикану, как начала движения до ее полного независимости от зарубежного центра, ждем объединения “уже независимых” УАПЦ и УПЦ-КП между собой, а также с УГКЦ. Это было бы настоящим, а не на словах, доказательством стремления “патриотов украинской Церкви” к консолидации и единству.

 

Просим уважаемого Президента Украины и все властные структуры нашего государства защитить нашу Церковь, ее духовенство и мирян от открытой дискриминации со стороны известных сил, в том числе и некоторых органов местной власти. Очень обидно, что, игнорируя не только законодательство, но и вообще нормы человеческого общежития, некоторые представители органов местной власти, особенно в западных областях, потакают или даже открыто поддерживают проявления насилия, санкционируют противозаконный захват храмов и церковного имущества сторонниками религиозной организации “УПЦ-Киевский патриархат”.

Сегодня, увы, приходится констатировать, что отношение руководства УПЦ к «филаретовским» захватам несколько изменилось. Как и к протестам единоверцев. Накануне «Собора – 2010», как мы знаем, с санкции митрополии по указанию Администрации президента была снесена палаточная церковь общины захваченного «Киевским патриархатом» Троицкого храма с. Рохманов Тернопольской обл., которая пять лютых зим и знойных лет простояла под Верховной Радой немым укором властьпредержащим.

Изменилось отношение руководства УПЦ и к проблеме ИНН по сравнению с тем, которое было выражено в заявлениях Собора 1998 г. (что более компетентно проанализирует Игорь Друзь). Я лишь замечу, что сегодня с церковного сайта, редактируемого пресс-секретарем предстоятеля УПЦ Георгием Коваленко, снят комментарий протоиерея Геннадия Батенко (см. фото ниже), чья критика внедрения цифровой идентификации личности даже мягче формулировок, принятых Собором 1998 г.

Скандал: В УПЦ «потерялся» целый собор!

Смотрим в правый нижний угол рисунка…

 

Скандал: В УПЦ «потерялся» целый собор!

… и снова в левый нижний

И последнее. В обращении Собора к главе Верховной Рады Александру Ткаченко по поводу угроз, которые несут автокефалия и внедрение ИНН, упоминается приложение в виде «пакета документов на 19 листах». Хочется надеяться, что «всем верным чадам Украинской Православной Церкви» также откроют то, что еще 15 лет назад знал коммунист Ткаченко.

P.S. Прошу молитв о здравии р.Б. Анатолия и р.Б. Татианы, без содействия которых написание данного материала было бы невозможным.