Главная > Общество > «Мы присутствуем на финальной сцене спектакля под названием "Украина"»

«Мы присутствуем на финальной сцене спектакля под названием "Украина"»


15 марта 2014
Последние события серьезно повлияли на отношение украинцев к русским и наоборот, пишет Regions.Ru . До революции большинство полагало, что великороссы и малороссы - ветви одного народа, говорящие на разных наречиях одного языка. При Советской власти было объявлено, что украинцы – отдельный, хотя и близкородственный народ со своим языком. Это остается официальной точкой зрения как на Украине (где, впрочем, даже и близкое родство иногда пытаются оспаривать), так и в России: упоминания о том, что мы по существу единый, искусственно разделенный народ, единичны; преобладает упоминание «братских народов». Отметим, что при этом на уровне общественного сознания общерусское единство до последнего времени сохранялось. Так, например, в любом народе предпочитается эндогамия (то есть как правило браки заключаются со «своими», а смешанные – исключение) – но русско-украинские браки не воспринимались как смешанные, и на них это правило не распространялось. 
 
Сейчас на Украине отношение к России и русским поляризуется. Одни напрямую отказываются ассоциировать себя с украинским государством, поднимают русские флаги и надеются на заступничество России; другие, в том числе и русскоязычные, напротив, переходят от неприязни к «российскому империализму» к прямой русофобии и радостно скандируют: «Москалей на ножи!» Чем бы ни закончился нынешний политический кризис, - несомненно, что весьма значительная часть населения Украины, особенно молодежь, воспринимает и будет воспринимать Россию и русских как нечто чужое и враждебное. 
 
То же самое, хотя и в менее острой форме, происходит в России. Так, целая группа писателей-фантастов объявила, что запрещает издание и перевод своих книг на Украине и отказывается общаться с украинскими коллегами. Отменяются концерты украинских музыкантов - правда, не собственно из-за их национальности, а из-за занятой ими политической позиции, но и это работает на идею «украинцы – больше не «свои». 
 
«Как вы думаете, сохранится ли в ближайшем будущем возможность говорить об украинцах как если не едином с нами, то хотя бы братском народе? Как следует реагировать на усиление русофобии на Украине?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Я считаю украинский и русский народ одним народом, потому что у нас не просто была общая территория или язык, у нас духовное родство. Мы все произошли от Киевской Руси: равноапостольный князь Владимир крестил Русь в Киеве, и тогда не было Украины и России. А все разногласия - это специально разжигаемое противостояние, которое не случайно». 
«По поводу перспектив: духовное единство у нас сохранялось, и будет сохраняться, никуда оно не денется, потому что духовный мир и наша православная вера - это основа, которая будет существовать до скончания века. Если отдельные граждане или силы будут препятствовать этому, вы увидите, как их Господь уберет с политической арены, - как бы они ни пыжились, ничего у них не получится. Где Бог, там всегда объединение, а где его нет – там действует сатана. И эти люди, которые требуют разделения страны, их кроме как сатанистами не назовешь. Их задача не просто разъединить народы и посеять вражду, а все уничтожить, чтобы брат пошел на брата, и ради этого они отрабатывают те деньги, которые им платит Запад», - заключил отец Александр. 
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты России, отметил: «Мы и о России не можем сказать как о едином народе, - у нас пока только задача стоит о формировании единой нации. Что уж говорить об Украине, где сейчас под большим вопросом сама государственность! Там нет внятной национальной политики, экономической самодостаточности, там сейчас хаос и нет признаков госвласти. В этих условиях говорить о формировании единого пространства, понимания человека как украинца или русского не приходится». 
«Каким будет отношение к русским - это вопрос понятий: кто вообще есть украинец и кто есть русский? – задается вопросом пастырь. - Безусловно, отголосок отрицательного отношения к русским сохранится, потому что сейчас жесткое время перемен. Но Россия не могла не реагировать на идеи расширения НАТО, готового ввести войска на Украину и встать в нескольких десятках километров от нашего Белгорода, когда боевые ракеты долетели бы до Москвы меньше чем за минуту. Это просто немыслимо и недопустимо. Так что реакция Путина совершенно понятна. Президент призван обеспечить безопасность государства и находящихся в Крыму русских, когда западная часть Украины на фоне хаоса вдруг объявляет: "Москалей на ножи!"». 
«Если появится законное правительство Украины и сумеет навести порядок, слава Богу, а если нет, то судьба страны будет другой, но эту судьбу должны определить сами украинцы, - считает священник. - Они достаточно самостоятельны, им просто не везет с нормальными политиками и нормальной системой управления. Но по всем признакам сейчас на Украине отсутствует госвласть, нет армии, банковской системы, социальных обязательств государства по отношению к обществу и т.п.» 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, полагает, что мы  присутствуем на финальной сцене спектакля под названием «Украина». «Я жил некоторое время на Украине, работал на заводе, так вот общение было всегда на русском языке, который всем был понятен и считался признаком культуры. А общение на местных диалектах было признаком народности, - это вызывало уважение, но не было показателем культурного и интеллектуального уровня. А уж в отрасли науки общались только на русском. То есть на русском языке мы общаемся везде, где нужна серьезность, а на украинском – общаемся "по вечерам на хуторе близ Диканьки". Даже лидеры Майдана, когда говорят по-украински, сбиваются, потому что привыкли говорить по-русски», - отметил пастырь. 
«Никто на Украине русских никогда украинцем не противопоставлял, русофобия сегодня насаждается искусственно. Глобалисты используют этот способ манипулирования сознанием, чтобы нас разделить, но мы не имеем права этому поддаваться. Русский народ гораздо мудрее и мы едины. Искренность митингов, которые проводятся по всей нашей стране в поддержку украинцев, показывает, что Россия органически не приемлет русофобии. И никакой украинофобии в ответ быть не может, потому что Россия манипулированию сознанием не подвержена, у нас есть хороший иммунитет благодаря нашей тысячелетней культуре. Происходящее на Украине в одинаковой степени ранит сердце русского и украинца. В каждой семье если не родственник, то друзья - украинцы. Сердце болит оттого, что нас по живому режут. Разделение России и Украины - это такая же страшная операция, как разделение сиамских близнецов, у которых одна кровеносная система», - привел красивый пример отец Александр. 
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, сказал: «В России к украинцам отношение нормальное, и никто не скандирует: "Хохлов на ножи!" На Украине против "москалей" выступает в основном западная часть, которая была оккупирована советскими войсками в 1939 году. Они выпячивают свои беды и несчастья, - мол, очень пострадали. Но мы от кровавого режима Сталина пострадали не меньше! Сепаратизм там вырос, когда им дали свободу, позволили издавать свои националистические газеты и т.п. Но самое главное: западный менталитет подпитывает католическая вера, они же униаты, у них мировоззрение католическое. И хотя оно похоже на православие, но все же есть сильные различия». 
«Россию надо уважать за заслуги и главное уважать нашу веру, которая нас всех должна объединять. Думаю, жители Восточной Украины, которые адекватнее смотрят на всю ситуацию, придут к этому решению. А Западная пусть становится отдельным государством со своими униатскими взглядами. Другой вопрос, как они будут жить: поначалу Европа их, наверное, покормит, а потом будут, как Прибалтика и другие страны, выживать с трудом. Дай Бог, чтобы все обошлось без крови. Восточным украинцам Запад не нужен: они хотят только, чтобы не было фашизма. А Западная Украина уже требует аннексировать Воронежскую и Белгородскую область. Но с такой тоталитарной позицией долго не выстоять, Господь их быстро поставит на место», - убежден отец Сергий. 
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил: «Как сложатся отношения России и Украины, - это, скорее, вопрос к политикам. Если же говорить об отношениях человеческих, горстка людей, скандирующих «Москалей на кол», лично у меня вызывает вопрос: «За что?». Если мы говорим о Крыме как о камне преткновения, то референдум потому и проводится, что таково желание самих жителей, а никак не России, которая жила как-то до всего этого конфликта, ничего не хотела, не требовала и Украину не притесняла. Если говорить о нашем единстве – русские, белорусы, украинцы – славяне». 
«Мне кажется, все зависит не от того, какая кровь течет в жилах у человека, а от воспитания и настроя. Никто не спорит: хочешь быть украинцем, патриотом своей страны – будь им. Но когда выражаются призывы к экстремизму в отношении жителей другой страны, нужно открыто говорить: это неправильно. Мы должны понимать, что Украина и Россия – народы-братья. У нас одинаков и менталитет, просто сейчас между двух государств пытаются посеять политическую вражду. Между людьми такой вражды нет, и мы не раз в этом убеждались. Жители Белгорода постоянно ездили в Харьков за продуктами, и отношение к ним всегда было отличное», - заключил отец Михаил. 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, подчеркнул: «Русофобия на Украине присуща лишь части людей, нельзя говорить за весь украинский народ. Когда я учился, 80% семинаристов в нашем учебном заведении были украинцы. Мы рядом спали, вместе ели, выполняли послушание и не чувствовали между собой никакой разницы. Никогда между нами не было отчуждения, и я не мог сказать про кого-то из украинцев, что это чужой мне человек». 
«Меняют отношения человека к человеку какие-то политические решения. Те украинские семинаристы были мне как братья. А сейчас на Украине горстка людей настраивает украинцев против нас, да и в России есть люди, которые нас настраивают против украинцев. Происходит промывка мозгов. Однако умный, думающий человек никогда не опустится до того, чтобы разделять людей по национальному признаку и тем более называть их своими врагами», - уверен пастырь. 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Вопрос очень важный и сложный. Для русских людей и для России вопрос национальности раньше не стоял. Стоял вопрос веры. Из-за этого все наши единоверцы воспринимались как наши братья. Территориальная, языковая и религиозная близость к украинцам позволяла нам воспринимать их как русских. Но Запад всегда старался Украину оторвать от Православия и насадить там католицизм. Вот с этого начинается разделение – еще с XIV-XVI веков. И этот процесс идет до сих пор». 
«Отсюда и вырос украинский национализм, который я воспринимаю как абсолютное зло. В России такого – то есть вражды и ненависти к украинцам - никогда не было и нет, а на Украине есть, - отметил пастырь. - Кроме того, Украина - маленькое государство, зажатое между большой Европой и большой Россией, поэтому национализм там пытается идентифицировать себя как некую национальную идею, хотя это искусственное явление. И поляризация порождена украинским национализмом. Особенно грустно и пагубно, когда национализм поддерживается политической властью. Возможно ли повернуть процесс в обратную сторону? Думаю да, если победить национализм и вернется единая вера. В России все-таки вера единая, мы придерживаемся Православия, а на Украине с верой гораздо сложнее, там кроме Русской Православной Церкви есть раскольники, униаты и католики, которые довольно сильны. А без единой веры создать единый народ и государство, как показывает история, очень сложно». 
«А что касается Европы, тут очевидно уже всем: она действует по указке США, а та преследует свои геополитические интересы против России, поэтому они Украину используют как плацдарм для борьбы с нашей страной. Так что все разговоры, будто Россия не должна вводить войска, в пользу бедных, т.к. Россия должна защищать свои геополитические интересы в ответ на агрессию Европы и США. Если Россия не будет этого делать, то и нашу страну начнут завоевывать и раздирать на части», - заключил отец Иоанн.

Вернуться назад