Novorossia.org > История > 460 лет СОЗЫВА ЦАРЕМ ИОАННОМ ГРОЗНЫМ СТОГЛАВОГО СОБОРА

460 лет СОЗЫВА ЦАРЕМ ИОАННОМ ГРОЗНЫМ СТОГЛАВОГО СОБОРА


14 марта 2011
460 лет СОЗЫВА ЦАРЕМ ИОАННОМ ГРОЗНЫМ СТОГЛАВОГО СОБОРАСтоглавый Собор - один из наиболее примечательных церковных соборов средневековой Руси, получивший свое имя от Стоглава, сборника его решений. Состоялся в феврале - мае 1551 в Москве по воле Ивана Грозного, стремившегося к укреплению централизованной власти и крайне озабоченного состоянием церковных дел. В нем участвовали в основном духовные иерархи во главе с митрополитом Макарием, но отчасти и боярская дума. Деяния собора (перечисленные в итоговом сборнике из 100 глав - отсюда его название) состояли из вопросов царя, подробных ответов на них, а также соответствующих постановлений. Царские вопросы, направленные к тому, чтобы искоренить ереси и народные суеверия, укрепить благочиние (с помощью исправления погрешностей и разночтений в богослужебных книгах, а также тщательного обоснования и унификации обрядов и уставов), принять меры к развитию религиозного образования, вызывали самое благожелательное внимание со стороны иерархов. Однако в проблеме монастырского землевладения мнения церкви и самодержавия столкнулись: хотя царь и склонен был поддержать «нестяжателей», в целом возобладало мнение «иосифлян», приверженных идее экономически-сильных и самостоятельных монастырей (правда, права последних были все же несколько ограничены Стоглавом: им было запрещено, в частности, основывать новые слободы в городах). Церкви удалось отстоять и правомочность особого святительского суда, независимого от светской власти. Предписания Собора, скрупулезно регламентирующие как проблемы гражданской и духовной юриспруденции, церковную обрядность, правила иконописания, нормы жизни белого и черного духовенства, так, по мере возможности, и народный быт в целом, охватывают огромное число тем - от полемики по поводу вероисповедных догматов с «еретиками» до критики различных житейских обычаев (таких, к примеру, как скоморошьи игрища, брадобритие или употребление в пищу колбасы), - обычаев, которые отвергались как безнравственные (считалось, что безбородость способствует содомскому греху) или как откровенно языческие. На основе Стоглава рассылались специальные наказы и поучения, которые в целом, впрочем, не были строго кодифицированы. Фото: Иоанн Грозный. Рисовал де ла Шарлери, гравировал Паннемакер