Novorossia.org > Религия > Авторитарная религиозная система РПЦ.

Авторитарная религиозная система РПЦ.


22 июня 2011

Немного истории.

Раннее христианство было религией бедных и угнетенных; борющихся с авторитарным политическим давлением. Однако всего через несколько сот лет после того, как христианство из религии бедных и скромных земледельцев, ремесленников и рабов превратилось в религию правителей Римской империи, доминировать стала авторитарная тенденция. Религия вступила в союз со светской властью, она с необходимостью должна была стать авторитарной. В последствии это стало поводом к соблазну апостола Петра, который вынул меч в защиту Христа в саду Гефсиманском. В католичестве это проявилось как всем известная инквизиция. В России православную церковь больше использовали в политической борьбе с неугодными. Вспомнить хотя бы то, что монастыри использовались как тюрьмы, место ссылки и место для пыток. Из-за чего у народа церковь чаще и больше ассоциировалась с угнетением и болью, чем со свободой и радостью. К примеру, в Латинской Америке и на Кубе, церковь выступила на стороне бедного народа и спокойно себе существует без всяких репрессий. В России РПЦ плотно слилась с властью, за что и попала под репрессии, после революции 1917 года.

Методы психического воздействия религиозной авторитарной системы РПЦ.

При авторитарном подходе признание своей греховности вызывает ужас, ибо совершить грех - значит ослушаться могущественную власть, которая с неотвратимостью накажет грешника. Любое неподчинение или даже попытка поставить себя равным авторитету священника, а тем более епископу, в РПЦ уже считается худшим из грехов. Ни одному греху так много не уделяется внимания, как именно этому. Слово "смирение" стало синонимом слову "подчинение" или "повиновение". При этом существует в идеале отточенная за долгие века система внушения чувства вины, чувство собственной незначимости и ничтожности. Моральное падение - чаще всего акт восстания, искупить который можно лишь повиновением. Реакция на чувство вины состоит в том, чтобы стать бесправным и бессильным, полностью отдать себя на милость властей в надежде на прощение. Такой тип раскаяния ввергает человека в страх и трепет. Результатом раскаяния является то, что "грешник", погрязая в своей порочности, морально слабеет, исполненный ненависти и отвращения к себе, и потому склонен к греху в дальнейшем, когда самобичевание закончится. Эта реакция не столь резка, если религия предоставляет ему ритуал покаяния или утешение священника, который избавляет его от вины. Но человек платит за облегчение от боли зависимостью от тех, кто владеет привилегией отпускать грехи. С одной стороны, человеку внушают усиленное чувство вины, с другой стороны священники обрядом снимают это чувство вины. В результате человек чувствует зависимость, страх, бессилие и свое ничтожество пред авторитетом и властью священнослужителей. При такой ситуации нет места любви и братскому единению, есть только подавляющая, угнетающая и всепоглощающая власть авторитета.

В Евангельском понимании христианства мы обнаруживаем совершенно иное отношение к греху: когда нет ненависти и нетерпимости - этой компенсации за повиновение, всегда присутствующей в авторитарных системах, на присущие человеку нарушения, критику, несогласия, наличия собственного мнения… смотрят с пониманием и любовью, а не злобно и презрительно.

Следствие.

Следствие всего вышесказанного можно увидеть в повседневной жизни РПЦ. На приходах нет общин, так как отсутствует любовь и братское единение;  хамство и грубость православных стало уже классикой жанра; любое неповиновение авторитету священнослужителей, наличие собственного мнения, критика… все это воспринимается как самый смертный грех; на любого смотрят с подозрением и с опаской, такая себе презумпция вины… Любые не совсем праведные действия священнослужителей одна часть стремится оправдать любыми способами, даже если при этом придется другую часть православных, которые критически настроены, обвинить в маргинальности, вредительстве или чуть ли не в масонстве.

При всем этом игнорируются любые доводы, если они бросают хоть малейшую тень на авторитет и власть священнослужителей.

Для людей с авторитарным мышлением опасность заключается в потере авторитарной системы, а не в потере христианского вероучения, христианской нравственности и морали. Поэтому, когда критикуют авторитетных лиц, люди с авторитарным мышлением будут защищать авторитет своих кумиров, а не Истину.

 

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ OGNERSAN", 19 июня 2011 г.